Современники называли Ростислава Яновича очень интеллигентным, скромным, застенчивым человеком, а коллеги и друзья актёра добавляли, что он невероятный озорник и хулиган, и может выкинуть такие коленца, что дамы не знали куда девать глаза.

screenshot_11

screenshot_121

Плятт обладал отменным чувством юмора, комедийным талантом и гением перевоплощения.

Был бесконечно порядочным, добрым человеком, всегда стремился всем знакомым (и не слишком) помогать – кому-то выбивал квартиры, кому-то телефоны, кого-то пристраивал в лучшие больницы, а для кого-то организовывал места в ясельках или детских садиках.

Всего лишь два раза в жизни актёр поступился своими принципами, и оба раза из-за любви: первый — когда ушёл от жены к любимой женщине, и второй – когда увёл жену у друга юности.

Ростислав родился в 1908 году в семье известного ростовского адвоката и домохозяйки. Мама на момент его рождения уже была больна туберкулёзом и когда малышу исполнилось полгода отец перевёз семью в Кисловодск, надеясь, что там жена сможет поправиться.

Однако этого не случилось, через 8 лет женщины не стало, и Ян Иосифович Плят переехал с сыном в Москву, где вскоре женился.

У Анны Николаевны был сын от предыдущего брака всего на 2 года старше Ростислава, они подружились, а вскоре стали и впрямь как братья – мачеха никогда не делила детей на родного и не родного, и пасынок привязался к ней, стал звать мамой.

Он рос «литературным» мальчиком, очень много читал, его сочинения всегда были лучшими в классе и их вывешивали на особую доску, в пример другим ученикам.

screenshot_13

screenshot_14

Он писал самые интересные заметки и фельетоны для школьной стенгазеты, отец уже видел сына блестящим журналистом или писателем, но увлечение Ростислава театром перечеркнуло его планы.

В школу им. Эдисона, где учился мальчик, приезжали со спектаклями МХАТовские студийцы, а школьный драмкружок вёл известный артист Малого театра Владимир Лебедев, и юный Плят стал пропадать на репетициях до позднего вечера.

Когда Анна Николаевна повела мальчиков на концерт Фёдора Шаляпина Ростислав прочитал всё, что мог достать о великом певце, и всё же, увидев того на сцене в костюме Мефистофеля, был потрясён и растерян.

Именно тогда он решил, что непременно станет артистом, и озвучил своё решение отцу. А при получении паспорта он подумал, что его фамилия слишком простая и короткая для афиш и прибавил себе «для пущей убедительности» ещё одну букву «т» – Плятт.

После окончания школы он поступил в драматическую студию под руководством Юрия Завадского, через год ставшую Театром-студией, и играл на этой сцене до 1936 года.

А потом на несколько лет вместе с труппой отправился в свой родной город, Ростов-на-Дону – артисты работали в Театре драмы им. Горького, хоть ходили слухи, что такое изгнание было связано с женой мэтра, Верой Марецкой.

Лишь через 2 года они вернулись в столицу, и Ростислав дебютировал в кино, сразу получив «звёздную» роль в комедии «Подкидыш».

Он настолько замечательно справился с поставленной задачей, что режиссёры стали с удовольствием приглашать Плятта в свои проекты, и он снимался в кино, пока не началась Великая Отечественная война.

Его слава в театре к тому времени была уже велика – Ростислав являлся ведущим актёром, работал на сцене вместе с Верой Марецкой и Фаиной Раневской, а во время войны, когда большинство театров и артистов были эвакуированы, остался в Москве, работал на радио.

В 1943 году Завадский был назначен художественным руководителем и главным режиссёром театра им Моссовета, и Ростислав Плятт работал вместе со своим наставником и учителем, безнадёжно влюбившись в его жену, Веру Марецкую, и не надеясь тогда на взаимность.

Никто не знал, когда между ними возникло взаимное чувство, но и потом, когда об их романе узнали все коллеги, эта история не вышла за пределы театрального мира.

Марецкая знала об изменах мужа, мучилась и ревновала, а под взглядом молодого коллеги, полным любви и обожания, словно согревалась.

Когда Юрий Александрович ушёл от Веры к Ирине Вульф, и она очень страдала, Ростислав решился и сделал ей предложение, но она отказала. Плятт окончательно понял, что ждать ему нечего и женился на актрисе Нине Бутовой, продолжая преданно любить Марецкую.

Нина знала об истинных чувствах Ростислава, но надеялась, что со временем он полюбит её, а Веру забудет. Так и ждала всю жизнь, периодически устраивая скандалы и грозя покончить жизнь самоубийством, если муж уйдёт к сопернице.

Это и останавливало Плятта от порывов – когда Марецкая вышла замуж повторно, а через три года овдовела, он вновь готов был предложить ей руку и сердце. Нина не смогла подарить любимому наследников, хоть актёр мечтал о детях, а об усыновлении они и не думали.
screenshot_2-1

Бутова была абсолютно не приспособлена к семейной жизни, могла вместо продуктов накупить книг или приобрести гитару, их холодильник был вечно пуст, но Ростислав не обращал внимания на такие мелочи – питался в театральном буфете или в гостях, куда их часто приглашали.

После смерти Юрия Завадского в 1977 году Плятт всё-таки ушёл от Нины — Вера Петровна тогда уже была тяжело больна, и актёр хотел скрасить её последние дни, чтобы она не чувствовала одиночества. Но Марецкая не приняла его, сказала, что уже слишком стара и поздно начинать новую жизнь.

А через год они обе ушли из жизни – и жена, и та, которую он любил всю жизнь, И Ростислав Янович остался совершенно один. Он не мог справиться с образовавшейся вокруг него пустотой, очень переживал, ещё больше похудел, ушёл в себя.

Ему было уже почти 70 лет, детей не было, не осталось ни одной родной души на свете, и одиночество ощутимо давило на плечи. Хороших фотографий Нины Бутовой не сохранилось, и очень жаль — она была великолепной артисткой театра им. Моссовета.

Наверное, поэтому Плятт, как утопающий за соломинку, ухватился за новое чувство – ему понравилась жена друга, Людмила Маратова, работающая диктором на радио.

Женщина была моложе на 20 лет, но тоже обратила внимание на одинокого актёра. Они никогда не рассказывали, как и когда зародились их чувства, но Людмила ушла от мужа и вышла замуж за Ростислава Яновича, прожила с ним его последние 10 лет, преданно ухаживала, когда он болел.

Она ушла с работы и полностью посвятила себя любимому человеку, окружила его вниманием, заботой, теплом. С ней Ростислав Янович узнал, что такое домашние обеды и ужины, удивился, что семейная жизнь может быть такой уютной – с Людмилой он стал по-настоящему счастлив.

Женившись повторно, Плятт хотел уйти на покой – играть на сцене без Веры было неинтересно — но так и не смог оставить профессию, понял, что не сможет сидеть без дела и без родного театра.

В кино в те годы он снимался редко, в основном это были экранизированные спектакли, но за свою кинокарьеру принял участие в 47 художественных фильмах, в том числе в главных ролях.

safe_image-1

В последнем своём фильме «Визит к минотавру» Ростислав Янович снялся уже в 79 лет, сыграл учителя Страдивари, скрипичного мастера Никколо Амати.

screenshot_1-1

Незадолго до съёмок он сломал шейку бедра и свою роль играл сидя в инвалидном кресле — по съёмочной площадке его перемещал Сергей Шакуров, питавший глубочайшую любовь и уважение к своему старшему коллеге.

screenshot_3-1

Больше 100 фильмов и мультфильмов Ростислав Янович озвучил, его голос знаком нескольким поколениям детей, и даже тем, кто никогда не видел этого актёра на экране.

screenshot_4-1

Хотя, таких скорее всего нет – пастора Шлага из «Семнадцати мгновений весны» наверняка помнит каждый житель бывшего Советского Союза.

screenshot_5-1

В 1987 году по настоянию друзей Плятт начал писать книгу мемуаров под названием «Без эпилога»: много лет он отказывался от этого занятия, говоря, что слишком занят в театре и кино, и вообще — его воспоминания будут никому не интересны.

screenshot_6

Уговорили, и он почти успел – отредактирована и издана книга была в 1991-м, через два года после ухода Великого актёра.

screenshot_7

screenshot_8

screenshot_9

screenshot_10

Его не стало летом 1989 года, несколько месяцев не дожил Ростислав Янович до 81 года. Успокоился на престижном Новодевичьем кладбище столицы, для желающих навестить этого замечательного актёра — участок №10.

screenshot_15

screenshot_16