Современники называли Ростислава Яновича очень интеллигентным, скромным, застенчивым человеком, а коллеги и друзья актёра добавляли, что он невероятный озорник и хулиган, и может выкинуть такие коленца, что дамы не знали куда девать глаза.
Плятт обладал отменным чувством юмора, комедийным талантом и гением перевоплощения.
Был бесконечно порядочным, добрым человеком, всегда стремился всем знакомым (и не слишком) помогать – кому-то выбивал квартиры, кому-то телефоны, кого-то пристраивал в лучшие больницы, а для кого-то организовывал места в ясельках или детских садиках.
Всего лишь два раза в жизни актёр поступился своими принципами, и оба раза из-за любви: первый — когда ушёл от жены к любимой женщине, и второй – когда увёл жену у друга юности.
Ростислав родился в 1908 году в семье известного ростовского адвоката и домохозяйки. Мама на момент его рождения уже была больна туберкулёзом и когда малышу исполнилось полгода отец перевёз семью в Кисловодск, надеясь, что там жена сможет поправиться.
Однако этого не случилось, через 8 лет женщины не стало, и Ян Иосифович Плят переехал с сыном в Москву, где вскоре женился.
У Анны Николаевны был сын от предыдущего брака всего на 2 года старше Ростислава, они подружились, а вскоре стали и впрямь как братья – мачеха никогда не делила детей на родного и не родного, и пасынок привязался к ней, стал звать мамой.
Он рос «литературным» мальчиком, очень много читал, его сочинения всегда были лучшими в классе и их вывешивали на особую доску, в пример другим ученикам.
Он писал самые интересные заметки и фельетоны для школьной стенгазеты, отец уже видел сына блестящим журналистом или писателем, но увлечение Ростислава театром перечеркнуло его планы.
В школу им. Эдисона, где учился мальчик, приезжали со спектаклями МХАТовские студийцы, а школьный драмкружок вёл известный артист Малого театра Владимир Лебедев, и юный Плят стал пропадать на репетициях до позднего вечера.
Когда Анна Николаевна повела мальчиков на концерт Фёдора Шаляпина Ростислав прочитал всё, что мог достать о великом певце, и всё же, увидев того на сцене в костюме Мефистофеля, был потрясён и растерян.
Именно тогда он решил, что непременно станет артистом, и озвучил своё решение отцу. А при получении паспорта он подумал, что его фамилия слишком простая и короткая для афиш и прибавил себе «для пущей убедительности» ещё одну букву «т» – Плятт.
После окончания школы он поступил в драматическую студию под руководством Юрия Завадского, через год ставшую Театром-студией, и играл на этой сцене до 1936 года.
А потом на несколько лет вместе с труппой отправился в свой родной город, Ростов-на-Дону – артисты работали в Театре драмы им. Горького, хоть ходили слухи, что такое изгнание было связано с женой мэтра, Верой Марецкой.
Лишь через 2 года они вернулись в столицу, и Ростислав дебютировал в кино, сразу получив «звёздную» роль в комедии «Подкидыш».
Он настолько замечательно справился с поставленной задачей, что режиссёры стали с удовольствием приглашать Плятта в свои проекты, и он снимался в кино, пока не началась Великая Отечественная война.
Его слава в театре к тому времени была уже велика – Ростислав являлся ведущим актёром, работал на сцене вместе с Верой Марецкой и Фаиной Раневской, а во время войны, когда большинство театров и артистов были эвакуированы, остался в Москве, работал на радио.
В 1943 году Завадский был назначен художественным руководителем и главным режиссёром театра им Моссовета, и Ростислав Плятт работал вместе со своим наставником и учителем, безнадёжно влюбившись в его жену, Веру Марецкую, и не надеясь тогда на взаимность.
Никто не знал, когда между ними возникло взаимное чувство, но и потом, когда об их романе узнали все коллеги, эта история не вышла за пределы театрального мира.
Марецкая знала об изменах мужа, мучилась и ревновала, а под взглядом молодого коллеги, полным любви и обожания, словно согревалась.
Когда Юрий Александрович ушёл от Веры к Ирине Вульф, и она очень страдала, Ростислав решился и сделал ей предложение, но она отказала. Плятт окончательно понял, что ждать ему нечего и женился на актрисе Нине Бутовой, продолжая преданно любить Марецкую.
Нина знала об истинных чувствах Ростислава, но надеялась, что со временем он полюбит её, а Веру забудет. Так и ждала всю жизнь, периодически устраивая скандалы и грозя покончить жизнь самоубийством, если муж уйдёт к сопернице.
Это и останавливало Плятта от порывов – когда Марецкая вышла замуж повторно, а через три года овдовела, он вновь готов был предложить ей руку и сердце. Нина не смогла подарить любимому наследников, хоть актёр мечтал о детях, а об усыновлении они и не думали.
Бутова была абсолютно не приспособлена к семейной жизни, могла вместо продуктов накупить книг или приобрести гитару, их холодильник был вечно пуст, но Ростислав не обращал внимания на такие мелочи – питался в театральном буфете или в гостях, куда их часто приглашали.
После смерти Юрия Завадского в 1977 году Плятт всё-таки ушёл от Нины — Вера Петровна тогда уже была тяжело больна, и актёр хотел скрасить её последние дни, чтобы она не чувствовала одиночества. Но Марецкая не приняла его, сказала, что уже слишком стара и поздно начинать новую жизнь.
А через год они обе ушли из жизни – и жена, и та, которую он любил всю жизнь, И Ростислав Янович остался совершенно один. Он не мог справиться с образовавшейся вокруг него пустотой, очень переживал, ещё больше похудел, ушёл в себя.
Ему было уже почти 70 лет, детей не было, не осталось ни одной родной души на свете, и одиночество ощутимо давило на плечи. Хороших фотографий Нины Бутовой не сохранилось, и очень жаль — она была великолепной артисткой театра им. Моссовета.
Наверное, поэтому Плятт, как утопающий за соломинку, ухватился за новое чувство – ему понравилась жена друга, Людмила Маратова, работающая диктором на радио.
Женщина была моложе на 20 лет, но тоже обратила внимание на одинокого актёра. Они никогда не рассказывали, как и когда зародились их чувства, но Людмила ушла от мужа и вышла замуж за Ростислава Яновича, прожила с ним его последние 10 лет, преданно ухаживала, когда он болел.
Она ушла с работы и полностью посвятила себя любимому человеку, окружила его вниманием, заботой, теплом. С ней Ростислав Янович узнал, что такое домашние обеды и ужины, удивился, что семейная жизнь может быть такой уютной – с Людмилой он стал по-настоящему счастлив.
Женившись повторно, Плятт хотел уйти на покой – играть на сцене без Веры было неинтересно — но так и не смог оставить профессию, понял, что не сможет сидеть без дела и без родного театра.
В кино в те годы он снимался редко, в основном это были экранизированные спектакли, но за свою кинокарьеру принял участие в 47 художественных фильмах, в том числе в главных ролях.
В последнем своём фильме «Визит к минотавру» Ростислав Янович снялся уже в 79 лет, сыграл учителя Страдивари, скрипичного мастера Никколо Амати.
Незадолго до съёмок он сломал шейку бедра и свою роль играл сидя в инвалидном кресле — по съёмочной площадке его перемещал Сергей Шакуров, питавший глубочайшую любовь и уважение к своему старшему коллеге.
Больше 100 фильмов и мультфильмов Ростислав Янович озвучил, его голос знаком нескольким поколениям детей, и даже тем, кто никогда не видел этого актёра на экране.
Хотя, таких скорее всего нет – пастора Шлага из «Семнадцати мгновений весны» наверняка помнит каждый житель бывшего Советского Союза.
В 1987 году по настоянию друзей Плятт начал писать книгу мемуаров под названием «Без эпилога»: много лет он отказывался от этого занятия, говоря, что слишком занят в театре и кино, и вообще — его воспоминания будут никому не интересны.
Уговорили, и он почти успел – отредактирована и издана книга была в 1991-м, через два года после ухода Великого актёра.
Его не стало летом 1989 года, несколько месяцев не дожил Ростислав Янович до 81 года. Успокоился на престижном Новодевичьем кладбище столицы, для желающих навестить этого замечательного актёра — участок №10.
Комментарии закрыты.