Станислав Говорухин, безусловно, был одним из самых блистательных отечественных кинорежиссеров. Я бы выделил три его великие работы. Прежде всего, это «Место встречи изменить нельзя» и «Десять негритят«.

screenshot_9-3

Советская школа кинематографа вообще была одной из лучших в мире. Но вот третий фильм сняли уже в пост-советскую эпоху. Он называется «Ворошиловский стрелок».

Из проходной, в общем-то, повести Виктора Пронина Говорухин сделал киношедевр. Кстати говоря, повесть Пронина была частично основана на реальных событиях, но о них как-нибудь в другой раз.

Станиславу Сергеевичу было особенно обидно за старшее поколение, больше всего пострадавшее из-за развала СССР.

screenshot_8-5

Поскольку Говорухин был депутатом Государственной Думы, фильм нужно было снять в сжатые сроки, буквально за 2 — 3 месяца (во время думских каникул). И вот, летом 1998 года съемочная группа отправилась в город Калуга.

Любопытно, что сыгравшая главную роль Анна Синякина не училась на актрису. Как вы помните, до этого в эпизодах Говорухин часто задействовал непрофессиональных актеров.

Ну, например, буфетчица Марианна в «Место встречи изменить нельзя». В 1999 году Синякина училась в театральном училище имени Гнесиных, а актерский факультет РАТИ закончила только через пять лет после «Ворошиловского стрелка».

screenshot_7-8

Но у Анны уже был небольшой опыт в кино — у Карена Шахназарова в «Дне полнолуния». Станислав Говорухин снял пробы с нескольких претенденток (одной из них была ныне покойная певица Юлия Началова), но не мог выбрать лучшую, и позвал Михаила Ульянова.

Тот тоже не сразу остановился на Синякиной, но в конце концов все-таки указал на ее фото, хотя и сомневался. Самого Ульянова Говорухин с самого начала видел в роли старика. Хотя Георгий Жженов тоже очень хотел сыграть в фильме.

Но режиссер посчитал, что лучше Ульянова никто не сможет показать всю силу характера главного героя. Фактически, он «тянул» на себе всю картину. У самого Михаила Александровича была внучка, поэтому, он очень хорошо понимал старика Афонина.

screenshot_6-9

До начала съемок, Илья Древнов (Вадим) не играл в кино. Марат Башаров успел сняться в эпизодах в «Утомленных солнцем» и «Сибирском цирюльнике», а Алексей Макаров в крохотной роли цыгана в сериале «На углу, у Патриарших».

Примечательно, что и Башаров в сцене с бутылкой шампанского, и Макаров с взорвавшимся БМВ играли сами, хотя Говорухин предлагал прибегнуть к услугам дублеров.
Смотрите также: «Талант ты должен дарить, а не строить замки»: Соседов возмутился богатством Галкина

Кстати говоря, после фильма криминальную троицу узнавали на улицах, отворачивались или оскорбляли. Хорошо, хоть дело не дошло до рукоприкладства, как с Алексеем Полуяном после роли в «Грузе-200».

screenshot_5-9

Но все-таки все трое были актерами, хотя недостаток опыта периодически сказывался. Например, в самом начале работы над фильмом, Говорухин сказал отвернувшемуся Макарову: «Ты видишь камеру?

Так вот, и она тебя не видит«. В самой трагической сцене фильма Древнова хотели снять с голой спиной, но он наотрез отказался. А во время съемок ассистентки режиссера дергали его за ноги, потому что Илья не мог одновременно и двигаться, и произносить текст.

Кстати, Синякину в этой сцене заменила дублерша. Анне тогда было всего 16 лет, и она очень стеснялась. Во время съемок, Михаил Ульянов много общался с Синякиной, обучал актерскому мастерству и давал разные мудрые советы — мол, кино снимут, а тебе дальше жить.

На какое-то время Анна даже поверила, что Михаил Александрович ее настоящий дедушка. Еще одним непрофессиональным актером в фильме стал политик, депутат Госдумы Владимир Семаго.

Но на мой взгляд, он-то как раз справился со своей ролью просто блестяще. Попадание в образ следователя — пошляка и циника получилось буквально стопроцентным.

Как вы знаете, великий русский режиссер Алексей Балабанов часто снимал в своих фильмах непрофессиональных актеров, а многие интерьерные сцены «Кочегара» были вообще сняты в квартире Балабанова, причем по сюжету это — разные квартиры, а на самом деле была одна и та же.

Трудно найти более непохожих друг на друга режиссеров, чем Говорухин и Балабанов, тем удивительнее, что «Ворошиловский стрелок» тоже снимали почти без декораций, в обычных квартирах, которые специально арендовали для съемок.

В уличных сценах играли простые люди, а шахматистов (приятелей старика Афонина) — актеры Калужского драматического театра. Кстати говоря, героини Ирины Розановой (матери Кати) вообще нет в повести Пронина.

screenshot_4-9

Помните «Москва слезам не верит»? Задушевных подруг Катерину, Люду и Тосю сценарист Валентин Черных «списал» со своих теток — сестер матери.

А персонажа Розановой Бородянский придумал в процессе работы над сценарием «Ворошиловского стрелка» — вспомнил одну из своих знакомых «челночниц».

«Ворошиловский стрелок» получился блестящей картиной, одной из самых остросюжетных и драматичных в творчестве Говорухина.

К сожалению, после съемок грянул дефолт, и гонорары тех участников, которые не успели поменять рубли на доллары, просто сгорели. Впрочем, фильм был малобюджетным, много молодых актеров, которым выплатили скромные суммы.

Фильм так и не вышел на экраны кинотеатров, но его показали по телевизору, и критики обрушились на Говорухина — дескать, он оправдывает и романтизирует самосуд.

screenshot_2-9

Впрочем, создатели «Ворошиловского стрелка» как раз-таки говорили о том, что нужно жить так, чтобы самосуд не требовался. А для этого стране требуются перемены.

В повести Виктора Пронина полковник Пашутин серьезно ранен, после выстрела своего сына. Говорухин изменил финал, и согласно сценарию герой Пороховщикова должен был погибнуть.

По мнению актера, это стало бы справедливым возмездием за совершенные деяния. Но по просьбе консультантов фильма из милиции, режиссер все-таки оставил полковника в живых.

На мой взгляд, получилось намного удачнее, чем если бы Пашутин погиб — все-таки, фильм оставляет после просмотра довольно светлые, хотя и противоречивые впечатления, а полковник уже и так достаточно наказан.

А вот Пороховщикову такое решение не понравилось, он даже на премьеру не пришел. Хотя сыграл-то блестяще.

Как сложились судьбы актеров после выхода на экраны «Ворошиловского стрелка»?

screenshot_1-9

Михаил Ульянов (Афонин) — умер в 2007 году, в 79 лет.

Анна Синякина (Катя) — 40 лет, играет в театре, почти не снимается в кино, разочаровавшись в современных режиссерах (после работы с Говорухиным это неудивительно)
Ирина Розанова (мама Кати) — 60 лет, снимается в огромном количестве фильмов
Алексей Макаров (Чуханов) — 49 лет, много играет в кино. У меня была знакомая, которая лично знала Алексея Макарова, она рассказывала, что он очень хороший и добрый человек

Марат Башаров (Зворыгин) — 46 лет, много играет в кино, ведет популярную передачу «Битва экстрасенсов»
Илья Древнов (Пашутин) — 43 года, был женат на известной актрисе Марии Порошиной, очень редко снимается в кино
Александр Пороховщиков (полковник Пашутин) — умер в 2012 году, в 73 года

Сергей Гармаш (капитан Кашаев) — 62 года, играет в театре «Современник» и периодически в кино
Владислав Галкин (участковый Подберезкин) — умер в 2010 году, в 38 лет
Вячеслав Голоднов (Славик Скарлатина) — умер в 2021 году, в 72 года